Главная » 2012 » Октябрь » 10 » Сценарий христианской свадьбы 2013
19:48 Сценарий христианской свадьбы 2013 | |
После сватовства поведение невесты резко менялось: она редко выходила из помещения, старалась тихо и незаметно передвигаться по дому, общалась с помощью причитаний, жестов, предметов, тщательно соблюдала пищевые запреты. Изменения касались и внешнего облика невесты: она надевала невзрачную одежду, рубашку с длинными рукавами, закрывала лицо платком. Все эти признаки свидетельствовали о её символической смерти. Этот мотив во многом задавал особый драматизм, напряжённость русской свадьбы. Для жениха подобные изменения в поведении были не столь актуальны, так как русская свадьба описывается, как правило, с "мужской" точки зрения. Поэтому столь ярко выражен антагонизм между сторонами жениха и невесты, частично характеризующиеся как отношения свои/чужие или даже живые/мёртвые. В этом смысле неудивительна подвижность партии жениха на довенчальном этапе, являющаяся проявлением его жизненности: жених приезжает на рукобитье (заручины, пропой), смотрины , девичник (плаканье), где происходит обмен дарами, угощением, которые можно рассматривать как попытку преодолеть барьер, сблизиться с невестой и её семьёй, а в перспективе - создать новую семью. "Девичник" - (красота,плаканье, подвеньёха) - этим словом назывались обрядовые действия в христианской свадьбе, во время которых невеста прощалась с девичеством, и прощальный вечер в доме невесты, проходивший накануне венчания. Прощание с девичьей жизнью происходило через целый комплек стеатрализованных действий, главными действующими лицами на девичнике были невеста и её подруги. Обрядовые действия прощание невесты сдевичеством обычно начинались сразу же после сговора и длились вплотьдо венчания. Кульминацией сценария свадьбы было венчание, которое проводилось на следующий день после девичника. В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка ("дружка" - главный распорядитель свадьбы со стороны жениха. Он должен был следить за тем,чтобы свадьба справлялась в рамках традиций, веселить шутками и прибаутками всех присутствующих, а также защищать её участников от "нечистой силы"), за ним жених с тысяцким , потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане. Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей. Особую роль на свадьбе играло пиво, которое выполняло посредническую функцию. Собственно само получение пива символизировало выход девушки замуж, на что указывает выражение заварить пиво в значении 'готовиться к свадьбе'. Одним из центральных обрядов свадьбы был пир, который являлся формой общественного признания и одобрения свадьбы. После брачной ночи обряды были ориентированы на возвращение молодых к жизни, включение их в новую социальную структуру. Конец свадьбы как особого состояния для всех её участников знаменовалось отводинами - совместным посещением молодыми дома родителей и взаимным угощением. |
|
|