Меню сайта
Категории раздела
Сценарий Осеннего Бала
Сценарий на свадьбу
Сценарий выкупа невесты
Сценарий юбилея женщины
Сценарий юбилея мужчины
Сценарий Дня рождения детский
Сценарий Дня рождения
Музыкальный сценарий
Театрализованный сценарий
Корпоративный сценарий
Сценарий 1 сентября
Сценарий День воспитателя
Сценарий День учителя
День пожилого человека
Сценарий День матери
Сценарий Хэллоуина
Сценарий Рождества
Сценарий Татьянин День
Сценарий День Студента
Сценарий 14 февраля
Cценарий 23 февраля
Cценарий 8 марта
Сценарий Пасхи
Сценарий Масленицы
Сценарий Крещение
Сценарий 1 апреля
Сценарий 9 МАЯ Дня Победы
Сценарий Выпускного вечера
Сценарий Последнего звонка
Сценарий утренника в детском саду
Сценарий проводов в армию
Сценарий Мисс и Мистер
Сценарий Мальчишника
Сценарий Девичника
Сценарий для малышей
Сценарий для взрослых
Сценарий корпоратива
Сценарий посвящения в студенты
Сценарий Новый год 2018
Сценарий Новогодний 2018
Сценарий Старый Новый год 2018
Сценарий в летнем лагере
Сценарий спортивных мероприятий
Сценарий КВН
Поздравления
Корпоративный Новый год
Новогодние утренники

Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Главная » 2012 » Октябрь » 7 » Сценарий урока семьи и семейных ценностей в начальной школе
08:14
Сценарий урока семьи и семейных ценностей в начальной школе
загрузка...
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е.Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.

«Представляется несомненным — сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», — писал Е. Н. Трубецкой.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки препод­носят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-ска­зительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизнен­ного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стре­мится вернуть в детскую жизнь «бабушкины сказки».

Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка, например, «Доброму Бог помогает».

Воспитание христианских добродетелей создают реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка.

Общие цели программы:

1. Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

2. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятель­ности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.

3. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, ис­пользуя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услы­шанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

6. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Задачи музыкального развития:

1. Содействовать совершенствованию психических процессов: внимания, воображения, памяти, в том числе музыкальной памяти и образного мышления.

2. Развивать понимание музыкального языка от фольклора до музыкальной классики.

3. Формировать навыки слушания музыки путем постепенного усложнения музыкального материала.

4. Формировать понимание и участие в трактовке музыкальных образов.

5. Обучать детей самостоятельно высказывать суждения и впечатления об услышанном.

6. Обучать детей передаче через движения музыкальных образов в небольших музыкальных инсценировках.

Особенности построения программы

Занятия программы выстроены на использовании:

- народных и авторских, русских и зарубежных сказок;

- малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок;

- былин;

- познавательных рассказов из круга детского чтения.

Для детей младшего дошкольного возраста отобраны простые и небольшие русские народные сказки, для детей старшего дошкольного возраста старше 5 лет — длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации в стиле И.Билибина, репродукции картин В. М. Васнецова, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки), образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на образное восприятие ребенка. Использование музыкальной терапии врачами и психологами в практике, знающими терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.

Особенно важна роль классической музыки для совершенствования духовно-нравственной сферы ребенка, которая еще далеко не в полной мере используется в занятиях по социальному развитию маленьких детей.

Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. А в сочетании со сказкой это воздействие усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

Программа позволяет пройти путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе, до вершин камерного, инструментального и симфонического творчества крупнейших русских композиторов.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен реализует деятельностный принцип психического развития детей: желания и потребности ребенка выразить свои отношения и представления, создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка. Обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками).

Реализация деятельностного принципа является наиболее ценным качеством предлагаемой программы, отличающей ее других программ, использующих духовно-нравственный потенциал сказок для воспитания детей дошкольного возраста.

Структура занятий.

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

4. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для за­крепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала. В конце первого полугодия устраивается для детей и их ро­дителей семейный новогодний праздник. В конце второго полугодия организуется семейное посещение Дома-музея В.М. Васнецова. Эта экскурсия переносит детей и взрослых в мир сказки, которая и в наше время живет в высоком деревянном тереме в центре Москвы.

Деятельностное включение семьи в круг занятий является еще одной особенностью программы. Рекомендации родителям по использованию сказочной силы сказок в семейном воспитании даются родителям по окончании каждого занятия, посвященного конкретным темам воспитания определенных качеств у детей: благодарности, трудолюбию и др. Но формирование позиции сотрудничества актуально для большинства родителей. Поэтому постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей идет от принятия детских работ в виде подарков, до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Вот почему именно этот возрастной период под влиянием различных неблагоприятных факторов наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства.

Анализируя состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г.И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребенка.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-ска­зительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

Программа включает в себя следующие блоки:

Первый блок — «Какой «Я»» — направлен на формирование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность, развитие навыков саморефлексии, самооценки, необходимых для саморегуляции. Воспитание у детей чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру, стремления к доброй жизни, учиться добродетелям у тех, кто ими обладает.

Второй блок — «Внутренний мир» — развивает навык советоваться со своей совестью и вызвать у детей желание практической реализации полученных жизненных принципов; воспитывает желание поступать по совести, развитие нравственного чувства сопереживания, чувства ответственности за другого человека.

Третий блок — «Моя семья» — направлен на развитие чувств милосердия и сострадания, формирование иерархии отношений с родителями и старшими – уважения и послушания. Способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей, воспитанию уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами.

Четвертый блок — «Трудолюбие» — направлен на формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность. Способствует воспитанию у детей навыков трудолюбия, привычки к занятиям, непраздному проведению времени.

Пятый блок — ««Я» и окружающие люди» — направлен на формирование поло-ролевой идентификации, осознании назначения роли мальчика будущего мужчины – защитника мамы и Родины. Способствует воспитанию в детях мужества и смелости (в мальчиках — желание подражать богатырям). Учит детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях.

Тема
Задачи
Совместная детско-родительская

деятельность

Какой «Я» (самооценка и саморегуляция)

1. «За большим погонишься – и малое потеряешь»

(по сказке «Жадная собака») «Всякое дело — мера красит»

(по «Сказке о рыбаке и рыбке»)
На примере сказки дать такие понятия, как смирение — гордость, великодушие — недовольство, бес­корыстие — жадность, послушание — своенравие, неблагодарность, грубость.
Дать понять, что нужно довольствоваться тем, что есть (не желать слишком многого).
Учить понимать смысл пословиц и поговорок: «Чего нет, того и хочется», «За большим погонишься – и малое потеряешь». Вместе с родителями придумать и нарисовать заветное желание всей семьи.

2. «Придет беда — не купишь ума»

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

(по сказке «Гуси-лебеди) Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность.
Знакомить с музыкальными средствами передачи характера переживаний героев сказки. Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом (о внимании и заботе к ближнему, например, «Аленький цветочек»).

3. «Каков есть, такова и честь»

«Живи для людей, поживут и люди для тебя»

(по сказке «Стойкий оловянный солдатик») Дать нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности.
Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей и никем нельзя пренебрегать.
Формировать представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности.
Воспитывать в детях такие нравственные качества, как верность, стойкость и терпение. С родителями или с прародителями вспомнить о тех людях, которые были верны, мужественны (участники воин, например, ВОв)

4. «Непослушание»

«У каждого плода свои семена»
Воспитывать у детей чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру – великому творению Господаю
Воспитание стремления к доброй жизни, стремления учиться добродетелям у тех, кто ими обладает;
Воспитывать у детей навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. С помощью родителей ответить на следующие вопросы: как можно исправить злые дела? Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности? от грубости? от обиды? Как быть послушным?

Трудолюбие

5. «Доброму Бог помогает» «Худые дела не доведут до добра»

по сказкам

«Мороз Иванович»,

«Двенадцать месяцев» Помочь детям понять значимость таких добродетелей, как смирение и послушание.
Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро — зло, приветливость — грубость, жадность — бескорыстие, трудолюбие – лень. Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании.

Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.

6. «За добро плати добром»

«Ты пожалей – тебя пожалеют»

«Доброе дело вовек не забедтся»

по сказке «Муравей и голубка» Способствовать восприятию образа голубки как образца внимания и доброты к окружающим.
Способствовать развитию милосердного внимательного отношения к людям.
Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности. Составить рассказ о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила.

7. «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость»

«Терпенье и труд все перетрут»

по сказке «Как рубашка в поле выросла») Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.
Воспитывать у детей навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей.

Моя семья (воспитание милосердия и сострадания,

формирование уважения и послушания старшим)

8. «Нет такого дружка, как родная матушка,

да родимый батюшка»

«Кукла-закрутка» и колыбельная Знакомство с традицией колыбельных песен.
Введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовления простой куклы из ткани.
Воспитание желания трудиться, выполнять дело вместе.
Категория: Театрализованный сценарий | Просмотров: 1754 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]