Меню сайта
Категории раздела
Сценарий Осеннего Бала
Сценарий на свадьбу
Сценарий выкупа невесты
Сценарий юбилея женщины
Сценарий юбилея мужчины
Сценарий Дня рождения детский
Сценарий Дня рождения
Музыкальный сценарий
Театрализованный сценарий
Корпоративный сценарий
Сценарий 1 сентября
Сценарий День воспитателя
Сценарий День учителя
День пожилого человека
Сценарий День матери
Сценарий Хэллоуина
Сценарий Рождества
Сценарий Татьянин День
Сценарий День Студента
Сценарий 14 февраля
Cценарий 23 февраля
Cценарий 8 марта
Сценарий Пасхи
Сценарий Масленицы
Сценарий Крещение
Сценарий 1 апреля
Сценарий 9 МАЯ Дня Победы
Сценарий Выпускного вечера
Сценарий Последнего звонка
Сценарий утренника в детском саду
Сценарий проводов в армию
Сценарий Мисс и Мистер
Сценарий Мальчишника
Сценарий Девичника
Сценарий для малышей
Сценарий для взрослых
Сценарий корпоратива
Сценарий посвящения в студенты
Сценарий Новый год 2018
Сценарий Новогодний 2018
Сценарий Старый Новый год 2018
Сценарий в летнем лагере
Сценарий спортивных мероприятий
Сценарий КВН
Поздравления
Корпоративный Новый год
Новогодние утренники

Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Главная » 2012 » Октябрь » 7 » Сценарий урока на тему свобода как нравственная ценность
08:13
Сценарий урока на тему свобода как нравственная ценность
загрузка...
Цель: продолжить работу по развитию навыков аналитического чтения; раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании л. Н. толстого; совершенствовать умение обобщать прочитанное; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности. оборудование: учебник, текст романа, ОСК, иллюстрации к роману.

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся знают содержание романа; комментируют особо значимые для понимания образов героев эпизоды; анализируют текст, содержащий описания сложных взаимоотношений героев; характеризуют героев, выражая собственное отношение к ним (ведут диалог); раскрывают авторское отношение к героям и проблемам, поднятым в романе; комментируют фрагменты текста, содержащие портретные характеристики, внутренние монологи, определяют их роль в раскрытии образов персонажей и художественного замысла л. Н. толстого; делают обобщающие выводы об идейном содержании романа и его художественных достоинствах.

Форма проведения: урок-диалог.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлечённее её интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно использует предписанные ему законы» (Л. Н. Толстой). «Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий л. Н. толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. Каждое произведение л. Н. толстого — это он сам; в каждом заключена частица его бессмертной души: «Весь я — в моих писаниях».

Роман «Война и мир» можно назвать «энциклопедией человека и жизни». Писатель показал на страницах книги всё, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, война и мир; наделил своих «любимых» героев прекрасной душой и смог показать это очень убедительно.

III. Работа над темой урока

1. аналитическая беседа

♦ что такое роман-эпопея? Каковы особенности этой жанровой разновидности?

♦ что в романе-эпопее л. толстого особенно волнует нас, читателей XXI в.?

♦ Какие традиции л. толстого как автора «Войны и мира» вы считаете самыми жизнеспособными и плодотворными?

♦ В каких произведениях современных писателей вы больше всего ощущаете влияние л. Н. толстого и в чём это проявляется?

2. лекция учителя (устный журнал с элементами

Эвристической беседы)

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Два пути есть в жизни: путь погони за внешними благами (богатство, чины, власть, возможность жить, развлекаясь и ничего не делая, ничего не давая жизни) и путь поиска духовных ценностей — стремление внести в жизнь что-то хорошее, доброе, быть нужным, полезным. Каждого человека ожидают свои трудности, горести и радости. Но ни одну историческую личность нельзя освободить от соблюдения главных общечеловеческих нравственных принципов.

♦ Какие радости главных, любимых героев л. толстого недоступны князю Василию, Анатолю, Элен, Бергу и завсегдатаям салона Шерер? (Ответы учащихся.)

Истинная и ложная красота человека (по роману л. Н. толстого «Война и мир») заключена в оценке исторических событий, характеров людей. Уже само название книги указывает на контраст. Писатель постоянно прибегает к методу противопоставления между действиями, образами героев произведения. Характеризуя действующих лиц, оценивая их поступки, он сравнивает Наташу ростову с Элен Безуховой, княжну марью с Жюли Карагиной, Николая ростова с Борисом Друбецким и т. д.

С первых же страниц романа в облике, манерах, движениях каждого из героев проявляется сущность этих людей и отношение автора к ним. многое в их будущей судьбе нам ещё неизвестно, но контраст фальшивого, показного и человечески подлинного возникает с самого начала. Знакомя нас с блистательным салоном анны Павловны Шерер, л. Н. тол стой противопоставляет растлённую жизнь петербургской аристократии естественной жизни людей, близких народу — Наташи Ростова, её брата Николая, Пьера и княжны Марьи.

Š В чём же человек, по мнению л. Н. толстого, может найти утешение? (Ответы учащихся.)

Весь роман «Война и мир» — это гимн человеческому единению. Всякий раз после описания разрушительных начал, таящихся в светском обществе, л. толстой обращается к характерам, стремящимся к единению. Писатель показывает, как ничтожно то, что разъединяет людей, и как величественно то, что их объединяет. Корысть, честолюбие и ревность разъединяют людей, а любовь, самопожертвование, смерть близких — объединяют.

Жизнь, цель настоящей жизни заключается в поиске истины, а истина — в единении людей. К осознанию этого любимых героев л. Н. толстого приблизила война 1812 г. Она перевернула все их представления о жизни, она была великим испытанием для всей нации. Название эпопеи многозначно: война и мир — два состояния общественной жизни — тесно связаны между собой. В мирное время человек формируется, частично раскрывается; а в военное время, время великого испытания, окончательно определяется его суть. Участие князя Андрея и Пьера в Отечественной войне, осмысление ими характера этой войны, выводы, которые они сделали для себя — всё это подготовлено их духовным развитием в предвоенные годы.

Истинный герой писателя гармоничен. автор «Войны и мира» верил в то, что нравственное усовершенствование человека — единственный путь к справедливости и правде. Как мыслитель он делает лучших своих героев не только глубоко чувствующими, но и мыслящими людьми.

Философскому, историческому роману-эпопее присущи также и черты психологического романа. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев: их похожесть и разнообразие, статичность и изменяемость.

Л. толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску одним из ценнейших свойств человека. любимые герои толстого изменяются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, которые часто демонстрирует читателям, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнажённые плечи Элен.

В отличие от нелюбимых любимые герои л. Н. толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для толстого те, в чьей внешности подчёркнуто всё негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Поэтому тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх,— герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.

Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь андрей — в государственной службе.

Важным для раскрытия психологии героев является для толстого их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение к вечным человеческим ценностям: любви, природе, искусству, семье…

Итак, герои л. толстого, в конце концов, утрачивают свои иллюзии: князь андрей понимает, как ничтожна слава, как ничтожно счастье одного, построенное на несчастье многих; Николай ростов не находит мира там, где искал его, у Пьера Безухова открываются глаза на окружающее его общество. Утрата иллюзий потрясает внутренний мир этих людей. Но каждый из них по-своему, в соответствии со складом своего характера, с особенностями своего интеллекта начинает искать выход, формировать своё жизнеощущение, жизнепонимание.

3. творческая работа: выполнение интерактивного

Упражнения «мозговой штурм» (в группах)

Задание для 1-й группы. В 60-е годы XIX в. в русской литературе героя из дворянской среды изображали преимущественно как «лишнего» человека, как личность, неспособную на активное действие в жизни общества. Центральные герои романа «Война и мир» — Пьер Безухов и Андрей Болконский — дворяне. можно ли их считать «лишними» людьми? Почему л. Н. толстой изобразил героя из дворянской среды ищущим своё место в жизни?

Задание для 2-й группы. лев Николаевич толстой долго работал над началом романа «Война и мир» и остановился только на 15-м варианте. Он стремился к тому, чтобы уже в самом начале повествования проявились, заявили о себе главные темы произведения. Докажите, что писатель решил эту задачу.

Задание для 3-й группы. Объясните, как вы понимаете главный принцип поэтики а. Н. толстого — «диалектика души». Обоснуйте свой ответ примерами из прочитанных вами произведений писателя, в которых этот принцип проявился с наибольшей силой.

4. Презентация результатов творческих работ

Представителями групп

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. работа на доске Задание. Пользуясь ОСК, охарактеризуйте экспозицию романа «Война и мир» (характеристика эпохи, тема, идея, проблематика).

2. Заключительное слово учителя

— По толстому, нарушение вечных общечеловеческих законов нравственности как в жизни отдельного человека, так и в жизни народов — наказывается. так, умирает в полном одиночестве Элен; с потерей ноги кончена жизнь анатоля Курагина, так как духовной, внутренней жизни он не знает; терпит поражение Наполеон. а человечество в целом? разве по правде, по совести оно живёт? разве не устраивает войн из-за корысти, из-за честолюбия? расплата — все ужасы войны. В том числе — гибель лучших людей, таких, например, как князь андрей и Петя ростов.

Проблемы, поднятые толстым в романе «Война и мир», имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького,— «документальное изложение всех исканий, которые предприняла в XIX в. личность сильная, в целях найти себе в истории россии место и дело…»
Категория: Театрализованный сценарий | Просмотров: 1078 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]