Меню сайта
Категории раздела
Сценарий Осеннего Бала
Сценарий на свадьбу
Сценарий выкупа невесты
Сценарий юбилея женщины
Сценарий юбилея мужчины
Сценарий Дня рождения детский
Сценарий Дня рождения
Музыкальный сценарий
Театрализованный сценарий
Корпоративный сценарий
Сценарий 1 сентября
Сценарий День воспитателя
Сценарий День учителя
День пожилого человека
Сценарий День матери
Сценарий Хэллоуина
Сценарий Рождества
Сценарий Татьянин День
Сценарий День Студента
Сценарий 14 февраля
Cценарий 23 февраля
Cценарий 8 марта
Сценарий Пасхи
Сценарий Масленицы
Сценарий Крещение
Сценарий 1 апреля
Сценарий 9 МАЯ Дня Победы
Сценарий Выпускного вечера
Сценарий Последнего звонка
Сценарий утренника в детском саду
Сценарий проводов в армию
Сценарий Мисс и Мистер
Сценарий Мальчишника
Сценарий Девичника
Сценарий для малышей
Сценарий для взрослых
Сценарий корпоратива
Сценарий посвящения в студенты
Сценарий Новый год 2018
Сценарий Новогодний 2018
Сценарий Старый Новый год 2018
Сценарий в летнем лагере
Сценарий спортивных мероприятий
Сценарий КВН
Поздравления
Корпоративный Новый год
Новогодние утренники

Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Главная » 2012 » Октябрь » 7 » Сценарий урока на тему понятие добро в нравственных исканиях человечества
08:11
Сценарий урока на тему понятие добро в нравственных исканиях человечества
загрузка...
Творческая работа на тему

«Нравственное воспитание на уроках литературы»

Работу выполнила:

Смирнова Ирина Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Никольской сош

с. Никольское

2009

В конечном счете, основой всех

человеческих ценностей

служит нравственность.

А. Эйнштейн.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Я убеждена в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые, - педагоги, родители, все, кто окружают ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.

Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только новые рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Девальвируется духовность, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и великодушие. Словом, мы безвозвратно теряем тот духовный мир, который некогда на Западе вызывал смешанное чувство уважения и удивления. Мир этот настойчиво вытесняется жестким прагматизмом, неуемной жаждой наживы. Безусловно, все это не могло не сказаться и на нашей молодежи. С определенной долей наивности демократию она отождествляет с вседозволенностью, а дикий рынок с цивилизованным бизнесом. Нестабильность в обществе порождает у молодых людей максимализм, вызывает непредсказуемые противоправные действия. Нередко преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. И немудрено: ведь основа воспитания закладывается в семье, а многие семьи сегодня далеко не благополучны. Пьянство родителей, самоустранение от воспитания детей, безработица и поиск средств существования обостряют и без того сложные проблемы подрастающего поколения. Зачастую за внешней бравадой и оптимизмом мы не замечаем истинного душевного неравновесия молодежи.

Находясь у порога большой самостоятельной жизни, молодые люди испытывают смятение и неуверенность. Ведь впереди - отсутствие реальной социальной защиты, каких-либо надежд на будущее.

Сегодня далеко недостаточно готовить лишь высококвалифицированного специалиста. Жизнь подтверждает, что значительных качественных изменений не произойдет, если мы не решим основную задачу - возрождение духовности, нравственности молодежи.

Все чаще юристы, социологи, психологи и, конечно, педагоги обращаются к проблеме подростковой преступности. Это понятно, поскольку ее уровень достаточно точно отражает состояние общественной нравственности, эффективность функционирования социальных институтов, благополучие или неблагополучие общества в целом.

Анализируя место и роль детей в нашем сегодняшнем обществе, мы приходим к выводу: они стали в определенной мере жертвами экономических и политических реформ.

Нынешнее поколение детей живет и формируется в принципиально новых условиях, нежели их старшие братья и сестры, тем более родители. Социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров, интерпретация религиозных установок, нарушение законности - все это подрастающее поколение и молодежь воспринимают как реальность, к которой надо приспосабливаться. Многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Современная молодежь настроена враждебно к «консервативным понятиям» своих родителей. Такие понятия как патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у детей негативные эмоции.

Актуально и значимо звучат сегодня мысли великих педагогов. По мнению Д.Локка, «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми и злыми, полезными и бесполезными - благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми».

К.А.Гельвеций утверждал, что «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся».

П.Ф.Каптерев писал: «... воспитание есть сила, довольно глубоко действующая на физику и психику человека... Воспитание простирает свое влияние... на целые периоды жизни человека, на целые возрасты: младенчество, детство, отрочество, юность. За такой длительный период воздействия обдуманное систематическое воспитание неужели не может сделать ничего серьезного для усовершенствования личности? Этого невозможно допустить. Воспитательные возрасты мягки и восприимчивы, а строго систематическая деятельность - великая сила».

Понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях. В «Российской педагогической энциклопедии» дается следующее определение. Воспитание социальное - целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Что же такое воспитание как педагогическое явление, в чем его сущность.

Воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, обратимся к философии, которая отмечает, что развитие и формирование человека как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности.

Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Имея в виду приведенные суждения, ученый, автор многочисленных работ в области педагогических исследований И.Ф. Харламов дает, на наш взгляд, достаточно четкое, раскрывающее сущность воспитания определение. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности и ставились в педагогике с давних времен. Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственное составляют главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...».

Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.

В современных условиях развития новых общественных отношений проблема нравственного воспитания личности требует осмысления. Нравственное воспитание - процесс, оказывающий огромное воздействие на отношение человека к миру. Заслуживает внимания концепция «присвоения мира», выдвинутая Н.Е. Щурковой. Присвоение мира как принятие его, любовь к нему, сопереживание ходу его протекания в данный момент жизни, а также в прошлом и представляемом будущем как проживание «своего» мира, объекты которого дороги и значимы для человека, - завершающий и целевой компонент воспитания, во имя которого и организуется освоение и усвоение мира. Присвоить мир - значит включить в структуру личности все его проявления как личностно значимые, видеть себя в контексте протекания событий жизни, понимать связь своего существования и существования окружающих, брать на себя ответственность за характер протекания жизненных явлений.

Что же должен усвоить, освоить, присвоить подрастающий человек, чтобы его вхождение в мир состоялось? По мнению профессора И.Е.Шурковой, узел этих вопросов завязан в идее достойной жизни.

^ Три принципа лежат в основе жизни, достойной человека. Первое основание жизни отражено в категории Добра. Она (эта категория) охватывает все, что является благом для «другого человека». Если каждый ориентирован на благо для другого, то каждый и выигрывает в таком устройстве жизни, ибо рождается общая защищенность любого, вне зависимости от его положения, ранга, возраста, внешности, силы, богатства, успеха и других личностных характеристик.

Вторым основанием жизни, достойной человека, является Истина: все, что объективно существует вне воли субъекта, протекает независимо от людских желаний. Овладение истиной раскрывает причины происходящего, помогает планировать свои действия, предвидя их последствия, т.е. делает личность свободной в выборе своего пути.

Третье основание жизни, достойной человека, - Красота. Все то, что представляет собой гармоническое сочетание формы и содержания, - есть красота.

Красота дает наслаждение, человек начинает любить жизнь благодаря ней; принимая жизнь такой, как она есть, не уходит из жизни даже в самые мучительные минуты своего пребывания в ней.

Выстраивая жизнь на основаниях: Добра, Истины и Красоты, мы могли бы иметь характеристики нашей жизни: она давала бы нам видеть всеобщую защищенность, представлялась бы для нас свободной, избирательно создаваемой каждым; становилась бы наслаждением и высочайшей ценностью, которую бы мы берегли.

Человечество всегда шло по пути Добра, Истины и Красоты - но путь этот труден тем, что зависит от усилий каждого, а каждый не хочет, либо не может, либо не знает, либо не умеет. Но в отдельных судьбах людей мы найдем немало примеров достойной жизни.

Литература обладает огромными возможностями помочь молодому человеку войти в сегодняшний мир, пусть не сразу и не в полном объеме, а воспринять существующие культурные нормы.

Пред нами, филологами, проблема нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Я убеждена, что нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, - по словам Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Жизнь молодого поколения должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями.

Специфика нравственного воздействия литературы и заключается в том, что читатель - ребенок имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя, осмысляя его подход к миру и человеку.

Таким образом, осуществляется процесс самопознания через познание других. Можно согласиться поэтому с мнением ученого П.В.Симонова, который пишет: «Эта тяга к другим порождает естественное стремление проникнуть во внутренний мир другого. Не только познать свое сходство, свою общность с другими, но и понять, каким именно видит, чувствует, воспринимает мир другой человек. Есть только один путь, одна возможность увидеть мир глазами другого. Эту уникальную возможность дает искусство, и в этом один из секретов его незаменимости».

Роль педагога при этом не сводится к роли поводыря или тем более корректора, она очерчивается широко: он - соучастник, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше к постижению мира, нравственных его ценностей. Педагог «лицо в тени», которого не видно, когда ребенок делает свой выбор, но влияние которого значительно в совершении определенного выбора. Искусство педагога - в умении представить культурные ценности как ценностный объект, доступный к восприятию, и пониманию, и оценке. Но такое искусство сопряжено теснейшим образом с личностным миром самого педагога. Мир, как бы проходя сквозь личность педагога, протягивает свое воздействие до ученика при условии отклика, отзыва, отзвука на воздействие в душе педагога.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Так, при изучении сказки «Снежная королева» знакомлю детей с основными духовно-нравственными понятиями – любовь, добро, которые помогут определить идею художественного произведения и раскрыть замысел автора.

На уроках литературы обращаемся к далекому прошлому. В 6 классе учащимся предлагаю два отрывка из «Повести временных лет». С какой целью? Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. А что дает чтение летописи? Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и должно возникнуть у молодого читателя.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии или древнегреческих мифов невозможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности. Я убеждена, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств несет знакомство учащихся с Библией.

В повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» сильно и ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к фальши, доверчивость, жизнерадостный юмор.

Изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» рассматриваю не просто произведение о природе. Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому, как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вложил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе. Эта любовь заключается в столкновении двух начал добра и зла.

Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Живые и точные описания бытовых подробностей дают возможность узнать жизнь народа в первые годы Советской власти. Вместе с тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.

Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Отрывок «Отец и сын» из повести Д. Олдриджа «Последний дюйм» помогает разобраться в таких понятиях, как взаимопонимание, мужество, самообладание.

Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М.Горького, завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта», призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В.Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч.Айтматов«Плаха».

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Рассказ А.Платонова «Маленький солдат» (5 кл), повести В.Быкова «Обелиск», В.Распутина «Живи и помни», Г.Бакланова «Навеки-девятнадцатилетние», Б.Васильева «А зори здесь тихие», В Кондратьева «Сашка», поэма Твардовского «По праву памяти», романы М.Булгакова «Белая гвардия», Л.Толстого «Война и мир», А.Толстого «Петр1» - произведения , поднимающие тему войны, Отечества , придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству , подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Ребята по- новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку.

Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее , ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность.

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим.

Анализ текста - основной вид работы на уроке литературы. В наблюдении над словом (глаголом, прилагательным) и содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа. Например, в наблюдении над поведением Герасима в рассказе "Муму" Тургенева - это глаголы действия, ведь именно они позволяют судить о богатом душевном мире немого дворника ("улыбается, мычит, махает руками").

Описание портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям - разные художественные способы создания литературной характеристики героя анализируем с ребятами на уроке. Задача внимательного прочтения текста в том, чтобы научить в действиях, в мимике, жестах, интонации видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств. О каком бы из средств создания художественного образа ни шла речь, мысль о том, что чувство воспитывается только чувством, провожу как основную в работе с детьми. Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. Я всегда сравниваю читателя с актером, проживающим несколько жизней в своих ролях, ведь то же происходит и с нами, когда мы читаем книгу. Мало того, книга еще и духовно обогащает человека, воспитывает его эстетический вкус.

Я вижу необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, я объединяю задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.

Обязательно предлагаю всем желающим нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту, ведь ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают свое эмоциональное отношение к нему. И не важно, пятиклассник это или десятиклассник. У данного вида работы есть психологическое обоснование: ребенок через краски выдает свои положительные или отрицательные эмоции. Потому я радуюсь именно ярким, позитивным рисункам детей.

Выразительное чтение и анализ прочитанного считаю одним из самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогают ребенку понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением. "Читать так, чтобы тебя хотели слушать", - ученики выделяют эти слова как главные, когда готовятся к выразительному чтению. Даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: "Мне его стало жалко", "Я понял, почему он так сделал".

Теоретические сведения и литературоведческие термины ввожу в курс литературы в соответствии с содержанием программы и с учетом подготовленности класса. Эстетическое восприятие литературы, на мой взгляд, в этом случае будет более органичным. Лирический герой, авторская позиция, роды и жанры литературы - эти понятия звучат уже в 5 классе на уроках. Трудно найти замечания писателя, часто скрывающиеся от невнимательного читателя в описаниях природы, в общем эмоциональном тоне эпизода. Именно они помогают ребятам понять нравственный облик каждого из героев, они подсказывают не только интонацию, но и позу его, жесты, выражение лица. Я вижу необходимость в своевременном обращении к теории литературы, так как она учит пристальному взгляду на произведение, подробному его анализу.

В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и считаю, что и моя вина будет в том, если они не реализуются полностью или хотя бы частично.

Первое, что является важным в работе филолога, - это создание атмосферы "творческого комфорта", "общего вдохновения" на уроке. Почему не все ученики пишут искренне? Возможно, боятся быть непонятыми. У меня свой подход к творчеству учащихся.

1. Никогда не читаю вслух работы учеников (только по их желанию, но очень редко).

2. Самые удачные мысли подчеркиваю в тексте и выношу на поля: "Молодец!" или "!".

3. Предлагаю темы, которые увлекают ребят, являются актуальными для этого класса и доступными, побуждающими каждого к самоанализу, но не провоцирующие на излишнюю откровенность. Тем бывает не менее трех (на выбор ученика).

4. Каждая работа требует индивидуального подхода, поэтому комментарии (2-3 предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после проверенной работы.

Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемный вопрос) очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне их языком. Считаю главным то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится и в поступке. Правильно поставить проблему - значит наполовину решить ее. Конечно, в таких ситуациях роль учителя важна, но не первостепенна: лишь совместная работа педагога и ученика обеспечивает сотрудничество в образовательном пространстве урока, что способствует созданию атмосферы сотворчества, внимательного отношения к мысли друг друга, совместной поисковой и исследовательской работы.

Сочинения, которые предлагаются на уроке литературы, требуют выработки собственной позиции. Важным в своей работе я считаю то, что стандарта в выполнении ученической работы не существует, что нет и не может быть "неправильного собственного мнения", что умение высказываться свободно на любую тему просто является жизненной необходимостью.

Существенную помощь в преподавании литературы могут оказать учителю-словеснику активные формы обучения.

Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся. Остановлюсь на лекции, способной не только сообщать информацию, но, выстраивать систему знаний, убеждать, формировать мировоззрение слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает становлению личности.

Применение лекции на уроках, посвященных знакомству с биографией писателя, общепринято. Слово учителя знакомит слушателей с неповторимой личностью писателя, с историей его духовных исканий, зачастую - с подвигом. Перед учащимися раскрывается таким образом живая картинка истории литературы - история духовной жизни ее творцов. Лекция о биографии служит введением в изучение произведений, поэтому рассказ о жизни писателя должен быть повернут к последующим урокам темы. Школьная программа предусматривает следующие виды биографического очерка:

жизненный подвиг писателя;

биография и творческий путь;

очерк жизни и творчества;

краткий очерк жизни и творчества;

знакомство с писателем в обзорной теме.

Рассмотрим вариант лекции о биографии в 9 классе, где речь пойдет о биографии А.С. Грибоедова.

Знакомя учеников с личностью писателя, ставлю задачу вызвать удивление и восхищение его даром, могучим интеллектом, трудолюбием, гражданским мужеством и благородством души.

Большую роль играет начало: оно должно сразу заинтересовать слушателей. Это может быть обращение к ярким страницам воспоминаний, знакомство с портретом и попытка составить по нему представление о личности, рассказ о каком-то значительном эпизоде.

Учащимся читаю стихотворение современника писателя поэта Е.А.Баратынского «Надпись» (к портрету Грибоедова). Вот его текст:

Взгляни на лик холодный сей,

Взгляни: в нем жизни нет,

Но как на нем былых страстей

Еще заметен след.

Так, ярый ток, оледенев,

Над бездною висит,

Утратив прежний грозный рев,

Храня движенья вид.

(Е.А.Баратынский. 1825)

Затем привожу размышление известного русского писателя, нашего современника, Л.М.Леонова, о портрете А.С.Грибоедова: «Попробуем нарисовать, как он представляется нам сквозь дымку почти полутора столетий. В год его смерти наш великолепный гравер Уткин сделал по рисунку Ривароля портрет Грибоедова. Мне кажется, что этот простой, тонированный серым гравюрный лист более соответствует облику писателя, чем раскрашенный Крамским борелевский рисунок. Александр Сергеевич Грибоедов освещен здесь слабым, как бы темничным светом тогдашней России. В очках, с пристальным взором исследователя - не на литератора похож он, а скорее на врача, стоящего у изголовья России. К этой поре относится его признанье Бегичеву: «Комедии я больше не напишу, веселость моя исчезла». По отзывам современников, обворожительный собеседник, он был опасный противник в споре. Холодное и меткое остроумие уживалось с отзывчивым, даже чувствительным сердцем, - и вот мы приближаемся к главному, что предстоит вылепить нам. В 1823 году он жалуется Кюхельбекеру на душу свою: «Для нее ничего нет чужого, - страдает болезнию близкого, кипит при слухе о чьем-нибудь бедствии». Кроме близких, об этом не подозревал никто. Внешне он был всегда замкнут, как раковина. И, может быть, поэтому в ней вызрела лишь одна такая жемчужина». (Л.Леонов. Судьба поэта)

После ознакомления с приведенными выше текстами, прошу вглядеться в репродукцию портрета, объяснить, как они (учащиеся) понимают истолкование его поэтом и писателем, ответить на вопрос: «В чем «загадка» А.С.Грибоедова?».

Теперь пришла пора познакомиться с биографией А.С.Грибоедова и поискать в рассказе о его жизни ответы на возникшие вопросы о его личности.

К участию в лекции привлекаю учащихся. Задание сделать подборку мемуарных материалов о личности Грибоедова учащиеся получили заранее до урока.

В ходе лекции на доске и в тетрадях учащихся составляется ее краткий план («биографическая канва»). В левой - узкой - колонке записываются даты и краткая характеристика тех великих для России исторических событий, участником которых стал Грибоедов. В правой - широкой - колонке - даты его жизни и творчества, а также краткие замечания, яркие цитаты из писем, воспоминаний писателя, которые объясняют его настроение, планы, замыслы. В этой же колонке учащиеся поместят подобранный ими самостоятельно мемуарный материал или сведения о фактах биографии, деятельности, творчества писателя, изложенных в учебнике или в одной из популярных книг о писателе, прочитанных учениками заранее перед уроком. (А.Тимрот «Бунт сердца и ума», Ю.Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара»)

Обращения после окончания лекции с вопросами к учащимся:

Какие факты биографии, деятельности, творчества Грибоедова поражают воображение?

Как сказалось на жизненном пути Грибоедова его участие в Отечественной войне 1812 года? Какое значение имела для драматурга его связь с декабристами?

Органичным с ходом урока следует считать и домашнее задание: подобрать эпиграф к уроку, посвященному А.С.Грибоедову, и записать его (эпиграф) перед планом. Составить устный рассказ о писателе, включив цитаты из воспоминаний, писем. (Приложение №1)

На следующем уроке ученики выступают с рассказами о Грибоедове, предлагают свои варианты эпиграфов, обосновывают свой выбор.

Знание биографии писателя, истоков творчества, мотивов написания того или иного произведения - это начало тропы к нему. Жизненный путь великих сам по себе значителен и является для всех нас, учителей и учеников, уроком исканий, прозрений, подвига. Важно чувствовать неразрывную связь личности Грибоедова и «Горе от ума», Пушкина и «Евгения Онегина», в сознании любящего литературу они сливаются в некое единство, незнание и игнорирование первого ведет к обеднению и недопониманию второго. Знакомство с личностью писателя дает мощный импульс интереса к его творчеству, а чтение художественного произведения в свою очередь рождает в читателе сверхощущение любимого писателя, его «души в заветном мире».

Биография - это не столько хронология жизни и творчества, а прежде всего духовная эволюция и материальное ее выражение - возникновение творческих стимулов на различных витках жизни.

Если уроку - лекции по биографии писателя присущи цельность, композиционная стройность, доказательность, а главное новизна материала, современность акцентов и четкая концепция всего духовного облика и творчества писателя, то она останется в памяти у старшеклассников.

Семинар тоже обладает громадными возможностями пробуждения творческого мышления, развития нравственных качеств личности. Здесь чрезвычайно высока степень самостоятельности, максимально развиваются индивидуальные способности ребят.

Главной задачей семинара должно стать обогащение нравственно-эстетического сознания учащихся теми художественными открытиями, которые сделали писатели в поисках ответов на извечные и не разрешимые вопросы. И придется обратиться к художественному миру писателя, к его нравственно-эстетическим идеалам, все более убеждаясь, что изображение героя - главный для писателя способ выражения своих мыслей о человеке и мире, о добре и зле, о законах жизни и своих чувствах. При таком подходе ученик с семинара вынесет не нравоучение и наставление, с какого героя надо брать пример или, наоборот, кого им следует «гневно осуждать», а представление о сложности и многообразии жизни, в которой все приходится каждый раз решать заново и за все отвечать самому.

В чем же специфика семинара, его отличие от других видов урока?

Уроки - семинары имеют специфическое содержание: их целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения, даже в системе, но найти решение проблемы. При обращении к художественным произведениям с ярко выраженной гражданской, философской, нравственной проблематикой, с героями, стоящими в ситуации выбора, к лирике, решающей коренные вопросы бытия, семинар бывает необходим. Причем проблемы, предложенные для обсуждения должны быть актуальны, интересны и для учеников, и для учителя. При взаимной заинтересованности становится возможной педагогика сотрудничества.

Главная цель уроков - семинаров - формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.

Семинары проводятся не чаще 2-3 раз в год, так как эта сложная форма работы требует тщательной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны учащихся.

Особое место в системе семинарских занятий занимают творческие задания, которые предлагаются учащимися заранее. На семинаре они приобретают степень обобщения, итога на качественно новом уровне. Выполнение таких заданий не может быть обязательным для всех. Главное - дать ученику возможность раскрыть себя и свои способности: каждый предпочтет то, что ему ближе и интереснее.

Одно из семинарских занятий в 9-х классах посвящено роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Подготовка к его проведению ведется с момента чтения романа. Учащимся предлагается задание в котором определяются основные вопросы для обсуждения на семинаре, литература, необходимая для подготовки, методические рекомендации, с одной стороны, направляющие учащихся в их подходе к тому или иному вопросу семинара, с другой - стимулирующие их интеллектуальную, исследовательскую, творческую деятельность. План семинара был следующим.
Категория: Театрализованный сценарий | Просмотров: 2870 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]